Вопросы по маркировке обуви

8 Июля 2020
#Обувь

Представитель Минпромторга заверил, что переноса сроков обязательной маркировки не будет. Рассчитывать и надеяться на это не нужно.

Маркировать остатки можно до 1 сентября 2020 года, при условии, что у вас есть первичные документы, подтверждающие, что немаркированный товар был закуплен до 1 июля.


Каждый участник оборота может оформить онлайн-витрину с логотипами “Честного Знака” в своём интернет-магазине.

Таким образом вы выделите товары, подлежащие маркировке, и покупатель будет знать, что вы являетесь добросовестным продавцом и реализуете качественные маркированные товары, информацию о которых можно получить через мобильное приложение.

Исключения из правил обязательной маркировки.

Постановлением Правительства №860 были определены категории обувных товаров, которые не подлежат обязательной маркировке:

  • Обувные товары, находящиеся на временном хранении либо помещённые под таможенную процедуру таможенного склада;
  • Обувные товары, находящиеся под процедурой таможенного транзита для перемещения по ЕЭС;
  • Обувные товары, помещенные под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории ЕЭС;
  • Обувные товары, производимые с целью их вывоза на территорию государств-членов ЕЭС;
  • Образцы обуви, предназначенные для проверки их соответствия требованиям законодательства РФ или ЕЭС;
  • Обувь, ввезённая или произведённая в РФ, предназначенная не для продажи, а для участия в выставках или ярмарках в качестве экспонатов или образцов;
  • Обувные товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли;
  • Обувные товары, хранящиеся у производителя;
  • Конфискованные, изъятые или же подлежащие уничтожению обувные товары при их хранении и транспортировке;
  • Обувь, ввозимая в РФ физлицом, приобретённая им для личного пользования;
  • Обувь, предназначенная для официального использования дипломатическими представительствами и иными международными организациями, при её хранении, транспортировке или использовании;
  • Обувные товары, возвращённые покупателем в розничный магазин, при наличии подтверждающих возврат документов, при их хранении и транспортировке;
  • Планируется расширения перечня исключений добавлением пунктов:
  • Обувь, ввозимая или произведённая в РФ в качестве рекламных, маркетинговых и технологических образцов, не предназначенных для продажи;
  • Обувные товары, ввозимые на территорию РФ по договору комиссии (агентирования) по поручению иностранного производителя на условиях спонсорских соглашений, не предназначенные для реализации.

Техподдержка “Честного Знака”: support@crpt.ru


Часто задаваемые вопросы по маркировке обуви:

Что будет, если не сканировать маркированный товар на кассе после 1 июля?

После 1 июля продавцы обязаны сканировать маркированный товар на кассе.

Информация о нарушениях будет собираться в системе и передаваться в контрольно-надзорные органы, что в дальнейшем повлечёт за собой плановые проверки.

Постановлением Правительства №438 от 03.04.2020 года установлено, что в 2020 году плановые проверки проводиться будут только в случае грубых нарушений, к каким и относится продажа без считывания кода.


Что делать с маркированным товаром, который продали, но не отсканировали на кассе?

После 1 июля это является нарушением и допускать подобное нельзя.

До первого июля в таких случаях можно было провести инвентаризацию, выявить обувь, которая была реализована и вывести её из оборота путём списания в системе.


Что будет, если продавать немаркированную обувь со склада, а на полках демонстрировать маркированные образцы?

Это также является грубым нарушением законодательства, при выявлении которого контрольно-надзорными органами будет организована проверка и последует соответствующее наказание.


Можно ли наклеить этикетку с маркировкой в момент продажи?

Нет. Это является нарушением. Нанесение этикетки не говорит о том, что обувь маркированная. Предварительно она должна быть введена в оборот, на что требуется определённое количество времени, что затруднило бы процесс продажи.


Ответственность при выявлении производства или продажи немаркированной обуви или иных нарушений при нанесении маркировки, установленная ст. 15.12 КоАП:

Для граждан: от 2 до 4 тысяч рублей с конфискацией;

Для должностных лиц: от 5 до 10 тысяч рублей с конфискацией;

Для юрлиц: от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией.


Попадают ли под маркировку роликовые и ледовые коньки?

Нет. Вы можете проверить необходимость маркировки тех или иных изделий по кодам ТН ВЭД или ОКПД 2:

К обувным товарам, подлежащим маркировке, относят продукцию, включенную в товарную группу "Обувь" с кодами товарной номенклатуры (ТН ВЭД) 6401 - 6405, а также в группу товаров, соответствующую кодам ОКПД 2: 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12.


Где посмотреть, к какой товарной номенклатуре относится товар?

1. В сертификате соответствия.

2. В таможенной декларации.


Что делать, если код маркировки потерялся или стёрся, а товар ещё не продан?

В этом случае нужно выполнить перемаркировку обуви. Процедура перемаркировки проводится аналогично маркировке остатков.


Как быть в случае, если поставщик отправил обувь, и мы заранее приняли партию, но на коробке с обувью код не считывается сканером?

В этом случае также необходимо произвести перемаркировку продукции.

Можно ли провести инвентаризацию кодов маркировки? Маркируя остатки, мы оприходовали большое количество этих кодов, при этом до 1 июля продавали маркированную обувь, не считывая код. Чем чревата такая ситуация, если обувь продана, а код числится за нами?

Нарушения здесь нет. Если при работе вы обнаружили, что до 1 июля полностью распродали обувь определённой модели, но в системе она ещё числится в обороте, произведите процедуру списания (вывод из оборота).


Остатки обуви заносятся только в систему “Честный Знак”? Обязательно ли применять товароучётную систему?

Использование товароучётной программы, специально предназначенной для маркированной продукции, значительно упрощает работу с маркировкой.


Если ранее купленная обувь не проходит по кассе, сканер не считывает код, что делать с этой обувью?

Вы можете провести перемаркировку обуви, после чего продать её в обычном порядке.


Нужно ли маркировать одноразовые тапочки, применяемые в процедурно-косметических кабинетах?

Проверьте необходимость маркировки этой обуви по соответствию кодов ТН ВЭД или ОКПД 2 тем, что указаны в Постановлении Правительства.


Как в личном кабинете ЧЗ перевести коды маркировки с одного ИП на другого? Как подгрузить сформированный XML-файл с новым ИНН к новому ИП?

1. Зайдите на сайт “Честного Знака”, в верхнем меню выберите “обучающий центр“.

2. Затем выберите категорию “Обувь”, тип участника – “Оптовик” и нажмите “Показать видеоуроки”.

3. Откроется список видеоуроков, находим урок “Передача прав на товары между юридическими лицами в личном кабинете”.

В этом видео подробно расписана последовательность действий для передачи прав на товары.


Организация закупает оптом обувь у производителя и реализует её покупателю по договору прямой поставки. Оказалось, что покупатель не является участником оборота, так как покупает обувь в рамках агентского договора для своего принципала. Наша организация выставляет на покупателя УПД с указанием марок товара. В свою очередь, наш покупатель также выставляет УПД на принципала и прикладывает наш УПД, но в его документе марки продукции не указываются. В результате, как собственники товара мы не сможем вывести обувь из оборота через ЛК. Как быть в такой ситуации?

На текущий момент схема вообще не совсем легальна, т.к. агент также является участником оборота и должен быть подключен к системе “Честный Знак”.

Но в сложившейся ситуации, так как обувь у вас покупает не участник оборота, вы имеете право вывести обувь из оборота в момент отгрузки. Для этого выставьте признак, что вы отгружаете товар не участнику оборота и для собственных нужд.

Таким образом в вашей зоне ответственности никаких нарушений не будет.

Для дальнейшей перепродажи вашему покупателю придётся проводить перемаркировку, чтобы не нарушать действующего законодательства.


Нужно ли маркировать обувь б/у?

Код ТН ВЭД обуви, бывшей в употреблении, обычно отличается от кодов обуви, которая подлежит маркировке.

Проверить это можно в любом онлайн-справочнике кодов ТН ВЭД.


Интернет-магазин выдаёт клиентам товары через пункты выдачи заказов, а также доставляет продукцию через курьерские компании. У курьеров в ПВЗ нет возможности сканировать код маркировки при продаже, так как они не имеют право вскрывать коробки с товаром. Как в таком случае фиксировать выбытие товаров и уведомлять “Честный Знак”.

В рамках интернет-торговли реализовано 2 способа передачи сведений в “Честный Знак”.

Один из них – произвести отгрузку товара в личном кабинете и указать признак, что вы продаёте дистанционно, а также признак о выводе товара из оборота.


Чтобы провести инвентаризацию требуется получить полный перечень КН, числящихся на юрлице. Доступен ли этот сервис?

В данный момент такой функционал для участников оборота ещё не реализован.


Можно ли торговать маркированными и не маркированными товарами с помощью одной кассы?

Можно, конечно.


Можно ли распечатать ранее полученные коды маркировки?

Повторная печать кодов маркировки доступна ограниченный период времени после формирования заказа.

Заказанные коды маркировки хранятся в СУЗ 60 дней, после чего они сгорают.


Если розничный магазин решает реализовывать товары через чужую интернет-площадку, нужно ли маркировать тот товар, который ранее был получен от поставщика?

Нет, если товар поступил уже маркированный, необходимо оформить лишь передачу прав через ЛК “Честный Знак”.


Можно ли хранить немаркированную обувь в магазине, не продавая её?

До 1 сентября 2020 года разрешено хранить немаркированную обувь, пока она не будет промаркирована.


Ранее были получены коды в формате PDF, теперь не могу найти их в системе для передачи контрагенту. Есть ли в ЛК поиск по дате?

Возможно вы не ввели товары в оборот, поэтому не видите коды маркировки.

Чтобы осуществить это, создайте документ о вводе товаров с необходимыми кодами маркировки в оборот, после чего они отобразятся в реестре системы, и вы сможете передать их контрагенту.

Товар куплен до 1 июля, продан ещё не весь. Можно ли полностью списать товар и перемаркировать его своими кодами, т.е. как остатки?

Если вы получили товар, а передача прав собственности через “Честный Знак” не была произведена, то в целом такое решение вполне подходит.  


Что делать в случае, если передали товар на доставку и вывели из оборота, после чего он был утерян агентом или курьером?

Если товар выведен из оборота, то в системе ничего делать не нужно. Остаётся только разбираться в рамках договорных отношений с курьерской службой, решить вопрос о компенсации за утерянный товар.